Программа повышения квалификации «Управление дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС ДО» (144 часа)

Практическое занятие

  1. . Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

    а) Лена (3 года 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

    Мама Нины (3 года 6 мес.), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

    Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

    б). Взяв карандаш и бумагу, Сережа (2 года 11 мес.) сказал, что нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что нарисовал поезд. Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно особенно свойственно?

  2. Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обращает их внимание на цветы:

    • Кто скажет, как они называются?
    • Это ромашки.
    • Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?
    • У ромашки середина желтая.
    • А какие лепесточки у ромашки?
    • Они белые и длинные.

    Проанализируйте действия воспитателя. Отметьте особенности восприятия детей данного возраста. Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей?

  3. Какие особенности развития памяти дошкольников отражены в этих примерах?
  1. Пете (4 года 5 месяцев) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили вспомнить изображенные на этих картинках предметы. Мальчик не сумел полностью справиться с заданием.

    Мише (4 года 5 месяцев) дали рассмотреть эти же картинки и попросили разложить отдельно друг от друга изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик сумел назвать все.

Решение

Решение 1. Такое явление вполне закономерно. Оно свойственно детям 3 лет (примерно столько же и Сереже). В этом возрасте дети еще не могут поступать последовательно и целесообразно.

Решение 2. Детям среднего дошкольного возраста свойственна целостность восприятия предмета. Они обычно не различают даже основные части, составляющие предмет, а тем более их отличительные признаки. Поэтому воспитатель не только спрашивает детей: «Что это?», но и обращает их внимание на отличительные особенности строения ромашки. Если взрослые не руководят восприятием детей, то последние часто обращают внимание на совершенно случайные и несущественные признаки.

Решение 3. Память ребенка в дошкольный период развивается наиболее интенсивно, но остается непроизвольной на протяжении всего дошкольного возраста. Запоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Непроизвольное запоминание – косвенный результат выполняемых ребенком действий, восприятия и мышления.

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения, а в старшем дошкольном – они существенно совершенствуются. Овладение произвольными формами памяти происходит у дошкольника под руководством взрослого.