Часто задаваемые вопросы:
В чем отличие образовательных и педагогических технологий?
Образовательные технологии включают весь спектр технологий, используемых в образовании, но не соотносимый с каким–либо конкретным видом педагогической деятельности или предметной сферой:
Качественное своеобразие педагогических технологий определяется своеобразием педагогики как профессиональной сферы, где они служат инструментом освоения педагогического содержания. Однако надо заметить, что достаточно часто понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии» используются как синонимы.
Приведем несколько определений понятия «педагогические технологии», которые отражают основные позиции в его понимании и употреблении.
Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США).
Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (Из документов ЮНЕСКО).
Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов (П. Митчелл).
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А.Сластенин).
Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют (И.А.Колесникова).
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
Чем технология отличается от методики?
Ответить на этот вопрос не просто, поскольку само понятие «методика» имеет много значений.
В основе понятия «методика» лежит понятие «метод».
Метод (от греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ действия; способ исследования явлений действительности.
Метод как дидактическая категория – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания, достижения поставленной дидактической цели.
Педагогический метод лежит в основе педагогической технологи как система целенаправленных действий по решению конкретной педагогической задачи, которая включает:
Методика – система правил, изложения методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы:
Методика преподавания учебной дисциплины – это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимися содержания дисциплины и разрабатывающая их применение на практике .
Методика преподавания учебной дисциплины содержит в себе локальные методики (методики преподавания отдельных разделов, тем; методики организации различных форм занятий; методики формировании знаний, умений, навыков и др.).
Методика в узком смысле слова – совокупность приемов проведения занятий, а в широком смысле слова – наука о закономерностях организации массового процесса обучения.
Таким образом, многие исследователи этой проблемы сходятся во мнении, что методики в узком смысле слова входят в состав технологий, а в широком смысле слова «методика» шире понятия «технология», поскольку в рамках методики преподавания какого-либо предмета могут использоваться различные технологии.
Различие между технологией и традиционными методиками обучения достаточно четко описал еще в 1997 г. А. Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа… Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат».
В настоящее время технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования (управлению, финансированию, обеспечению и др.), поэтому понятие «образовательная технология» не имеет однозначной трактовки.