Изучите дополнительный материал.
Пример:
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в ОС “Школа 2100” Д.Д.Данилова.
Особенностями системы оценки являются:
Формы и методы оценки
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся: — продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую “пятибалльную”) необходимо принципиально переосмыслить и изменить. В настоящее время она построена по принципу “вычитания”. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого необходимо переосмыслить шкалу по принципу “прибавления” и “уровнего подхода” – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Описание системы оценки результатов
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты — предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика — это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. |
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в “Портфеле достижений”.
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
1.таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
2.таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
3.таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
По желанию и возможностям учителя (максимум):
“Портфель достижений ученика” – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы “Портфеля достижений”:
Пополнять “Портфель достижений” и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном — обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: “нормально”, “хорошо”, “почти отлично”, “отлично”, “превосходно”.
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы — обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится” примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки — “хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) — решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи”, для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка — “превосходно”.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.
Сопоставимость качественной и количественной оценок
Основная проблема-составление методически грамотного составления рейтинга.
Прежде всего необходимо:
2.определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
3.установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения;
4.составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
5.на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
6.в конце четверти (полугодия) выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)
Теперь рассмотрим пример построения рейтинговой системы для оценочной шкалы.
В данной системе можно использовать 10-ти бальное оценивание.
Для каждого учащегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.
Критерии оценивания знаний учащихся
Основные критерии |
Баллы |
Уровни успешности (качественная оценка) |
Даты уроков |
||||
Отсутствие на уроке |
0 |
||||||
Готовность к уроку |
0,5 |
||||||
Слушал, переписывал с доски |
1,0-1,4 |
Очень слабо |
|||||
Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений) |
1,5-2,0 |
Слабо |
|||||
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу |
2,1-3,0 |
Посредственно |
|||||
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников |
3,1-4,0 |
Нормально |
|||||
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно |
4,1-5,0 |
Недостаточно хорошо |
|||||
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя |
5,1-6,0 |
Хорошо |
|||||
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой |
6,1-7,0 |
Очень хорошо (почти отлично) |
|||||
Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя |
7,1-8,0 |
Отлично |
|||||
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно |
8,1-9,0 |
Прекрасно |
|||||
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения |
9,0-10,0 |
Идеально |
|||||
Суммарный балл за занятие |
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) |
БАЛЛЫ |
|
Стандартная работа |
Повышенный уровень (профильный) |
|
Не превышает 25% |
1,0 – 2,0 |
1,0 – 3,0 |
Не превышает 50% |
2,1 – 4,0 |
3,1 – 5,0 |
Не превышает 75% |
4,1 – 5,0 |
5,1 – 7,0 |
Превышает 75% |
5,1 – 7,0 |
7,1 – 10,0 |
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
Итоги рейтинга
Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1. Важно, чтобы при использовании рейтинговой шкалы, фиксировалось всё, что делают ученики, чтобы избежать недоразумений.
Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по формулам:
Отметка «3» = 0,5·F(max),
Отметка «4» = 0,6·F(max),
Отметка «5» = 0,75·F(max),
Перевод в “5” балльную шкалу
Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной |
Оценка по дисциплине по 5 балльной шкале |
90% и более |
5 |
80-89% |
4 |
75-79% |
4 |
65-74% |
3 |
60-64% |
3 |
Хотя бы один из модулей оценен на «2» |
2 |
Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения и если к концу четверти ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет (тему, курс).