Программа повышения квалификации «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОО в логике требований ФГОС ДО» (108 часов)

Практическое занятие

  1. Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

Лена (3 года 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес.), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

  1. Взяв карандаш и бумагу, Сережа (2 года 11 мес.) сказал, что нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что нарисовал поезд. Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно особенно свойственно?
  2. Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обращает их внимание на цветы:
  • Кто скажет, как они называются?
  • Это ромашки.
  • Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?
  • У ромашки середина желтая.
  • А какие лепесточки у ромашки?
  • Они белые и длинные.

Проанализируйте действия воспитателя. Отметьте особенности восприятия детей данного возраста. Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей?

Решение

Решение для задания 2. Такое явление вполне закономерно. Оно свойственно детям 3 лет (примерно столько же и Сереже). В этом возрасте дети еще не могут поступать последовательно и целесообразно.

Решение для задания 3. Детям среднего дошкольного возраста свойственна целостность восприятия предмета. Они обычно не различают даже основные части, составляющие предмет, а тем более их отличительные признаки. Поэтому воспитатель не только спрашивает детей: «Что это?», но и обращает их внимание на отличительные особенности строения ромашки. Если взрослые не руководят восприятием детей, то последние часто обращают внимание на совершенно случайные и несущественные признаки.