Активность ребенка– инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.
Амплификация – (лат. amplification – увеличение, расширение, распространение, усиление) – максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка в отличие от форсированного, сверхраннего обучения. В основе теории амплификации лежат выводы А. В. Запорожца о том, что отдельные психические функции развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи, как свойства целостной личности ребенка. Они являются результатом усвоения общественно-исторического опыта в процессе собственной деятельности ребенка и его общения с окружающими. Оптимальные педагогические условия предполагают необходимость широкого развертывания и обогащения содержания специфических детских форм деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, а также общения детей друг с другом и со взрослыми (по А. В. Запорожцу).
Безопасность материалов и оборудования — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
Ведущая деятельность– деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
Взаимодействие – взаимосвязь действий, взаимосвязь деятельностей и взаимосвязь функционально-ролевых и личностных позиций (по Л. Н. Перелыгиной).
Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воспитание – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
Воспитанник – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе
Восприятие — свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно и предметно.
Готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Детская игра — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.
Деятельность – организационная результативная целенаправленная активность. Категория деятельности определяет базовый уровень социального взаимодействия соответственно оценка его эффективности включает в себя оценку эффективности деятельности в качестве ключевой составляющей. Деятельность – философская, социологическая, психологическая, педагогическая категория: явление, изучаемое всеми гуманитарными науками; взаимодействие человека и группы, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Деятельность осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта – предмет (тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (тогда это общение). По своей сущности деятельность – высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура деятельности субъекта: потребность — мотив — интерес – цель – объект – способы – действия – результат.
Дифференцированный подход – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения образовательного процесса в выделенных группах.
Дошкольное образование – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.
Здоровье – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия людей, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
Зона ближайшего развития– расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого (Л.С. Выготский).
Игровая деятельность– форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Индивидуальный подход (англ. individual approach) — важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.
Игра дидактическая – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Игра с правилами – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).
Игра сюжетно-ролевая – вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Инновация — это новшество, обладающее высокой эффективностью, является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Коммуникация – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие активной речи детей в различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами русской речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Контроль – управленческая функция, направленная на констатацию степени достижения цели, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определёнными в планах ДОО.
Личность – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Методика — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методическая работа в ДОО — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.
Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Общение ребенка – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.
Память — одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Планирование – это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.
Преемственность – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает на основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.
Проект — (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Социализация – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: личностное развитие; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Федеральные государственные образовательные требования – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Физическая культура – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие основных движений детей; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; воспитание физических и личностных качеств.
Эмоции — особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях.
Этапы волевого действия — в типичном проявлении следующие: осознание цели; проявление стремление стремления достичь её; осознание возможностей достижения цели; появление мотивов. утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения. Эти этапы могут перекрывать друг друга и не осознаваться человеком.
Список сокращений
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
ДОО – дошкольная образовательная организация;
ООП организации – основная общеобразовательная программа организации;
РППС – развивающая предметно-пространственная среда;
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;