Программа повышения квалификации «Методическая поддержка внедрения ФГОС основного общего образования: теория и практика» (144 часа)

Практическое занятие

Дополнительный материал:

Внеурочная деятельность — важная сегодня часть основной образовательной программы школы, полноценная часть учебного плана образовательного учреждения, важная составляющая достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных ООП.

Характеристика программ внеурочной деятельности

  1. Совершенствование предметных результатов.

Реализация внеурочной деятельности может быть направлена на создание дополнительных условий для освоения учебных предметов. Это направление хорошо знакомо российской школе, именно в этом направлении многие годы развивалась система факультативов и предметных кружков. Современный этап работы в данном направлении даёт возможность включения данных форм и направлений работы в Основную образовательную программы образовательной организации, наполнения их новым содержанием и новыми групповыми и индивидуальными формами работы. Важно, чтобы эти программы работали на интересы, индивидуальные способности ребенка, а не стали натаскиванием по отдельным предметам.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Ярким примером является организация программ внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления. Данное направление в большей степени приближено к деятельности урочной, направлено на развитие познавательных умений учащихся, а в логике стандарта ― и умений регулятивного характера, но по специфике организации внеурочной деятельности не привязано жестко к учебным программам по предметам, не ограничено временем урока, не рассчитано на массовую школу, а значит, может быть организовано иначе.

Примерами могут служить программы «Нескучная физика», «Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга», «Шаги к олимпиаде», «В мире истории».[1].Например, программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 5-го класса и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.

Программы внеурочной деятельности  по направлениям робототехника, 3D-моделирование, прототипирование (на основе опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга) 5-8 классы.[2]

Важным условием реализации этих программ является их  реализация в формах, отличных от урочных,  и наличие  перечня предметных результатов в дополнение к  предметным результатам учебных предметов.  Внеурочная деятельность, максимально приближенная к предметной,  сегодня может стать основой для ликвидации дефицитов учебного плана школы по направлениям, рекомендованным Инструктивно-методическими письмами Комитета по образованию по формированию учебных планов.

  1. Наряду со знакомым содержанием программ внеурочная деятельность дает возможность организовать максимально насыщенную метапредметную среду. Тематика программ внеурочной деятельности может носить метапредметный характер. Это важно, так как урочная деятельность не дает такого простора для формирования метапредметных умений, поскольку ограничена рамками содержания и контрольно-измерительными процедурами. Во внеурочной деятельности могут и должны появляться курсы по самообразованию, обучению мышлению, самопознанию.

Именно в рамках внеурочной деятельности образовательное учреждение может создать условия для достижения метапредметных результатов реализации основной образовательной программы.

Проектирование метапредметных программ может быть построено по разным основаниям. Это могут быть отдельные курсы – метапредметы, в том понимании, которое вкладывали в них разработчики понятие метапредмет в российской педагогике. Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Еще в 80-е годы научная школа Андрея Викторовича Хуторского рассматривала метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. Разработка надпредметных программ как программ достижения конкретных метапредметных результатов получила развитие во многих школах России: «Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», «Культура познания», «Культура мышления», «Самопознание», «Факт», «Исследование» и пр.

Надпредметные программы могут работать на отдельные метапредметные результаты: «Грамотный покупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Как стать успешным» и т.д. В основу этого подхода положена идея отражения метапредметности не только в деятельности, но главным образом в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем.  Принцип метапредметности состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом: это составление ментальных карт, различные графические модели: кластеры, денотатные графы,  «фишбон»; приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и прочее.[3]

Сегодня педагогам более знакома идея Александра Григорьевича Асмолова, которая легла в основу ФГОС, строится на деятельностной форме, трактует метапредметный подход как освоение учащимся УУД. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия — это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Метапредметные результаты образовательной деятельности проявляются в освоении учащимися обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих им успешно решать учебные и учебно-практические задачи как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни. В предметах порождаются метапредметные результаты, которые являются универсальными умениями. Эти результаты используются в других предметах, в познавательной и социальной практике ученика. Главным средством, обеспечивающим достижение этих результатов, является учебная деятельность.

Объединить эти подходы помогают современные метапредметные программы внеурочной деятельности. Это программы – метапредметы. Они помогут в реализации основных метапредметных результатов и междисциплинарных понятий, заложенных во ФГОС. Эти результаты могут достигаться каждой школой по-разному, для одних школ – это курсы развития памяти и внимания, для других, программы «Дебаты» или портфолио-программы; программы смыслового чтения, исследовательские или проектные программы. Это программы общеинтеллектуального направления, позволяющие школе развивать спектр УУД в целом, независимо от предметного содержательного наполнения этих программ внеурочной деятельности. Именно такие программы могут стать важным показателем реализации системно-деятельностного подхода, реализуемого школой. Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

Основой для создания подобных программ могут стать отдельные группы метапредметных умений или междисциплинарные понятия. Основание для создания программ-метапредметов может быть и иным — это технологии определенного характера (деятельностного, метапредметного). Эти технологии различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.

В формировании метапредметных результатов ключевую роль играет формирование компетенций, которые в основной образовательной программе названы междисциплинарными, — это формирование и развитие основ читательской компетенции, навыки работы с информацией и приобретение опыта проектной деятельности. Междисциплинарный подход – формирование междисциплинарных компетенций может стать основой для формирования программ внеурочной деятельности. Работа по формированию и развитию основ читательской компетенции не только результат работы на всех предметах, но и создание особых программ внеурочной деятельности по данному направлению. Актуальность программы «Чтение — вот лучшее учение» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) и других подобных программ определена требованиями ФГОС к образовательному результату, определяющему значимость формирования функциональной грамотности, читательской компетентности учащихся. Программа является необходимым дополнением к методическому сопровождению всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Все занятия имеют практическую, прикладную направленность, метапредметны по содержанию и способам деятельности. Реализация целей программы должна обеспечить освоение на данном возрастном этапе стратегий смыслового чтения и работы с текстовой информацией, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность изучения всех предметных дисциплин, формируют способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Совершенствовать навыки работы с информацией при изучении учебных предметов помогут внеурочные программы, созданные для достижения этого межпредметного умения.

Примерная основная образовательная программа нацеливает на формирование еще одного междисциплинарного умения — приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе, и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Программы внеурочной деятельности помогут научить учащихся и создавать проекты, и их реализовывать.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями означает формирование умения учиться, то есть способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, и внеурочную деятельность в том числе. Примерами подобных программ могут служить «Через терни к звездам», «МногогранникУм», «Я — исследователь», «Основы проектной и исследовательской деятельности», «Основы издательской деятельности».

«Учись учиться» ― пример метапредметной программы внеурочной деятельности. Цель программы ― создание условий для формирования способности к самостоятельному открытию новых знаний, к организации собственной учебной деятельности у обучающихся.

Подобные программы могут стать основой реализации и общеинтеллектуального, и социального и общекультурного направления.

Санкт-Петербургская школа за годы реализации ФГОС накопила определенный опыт создания современных моделей и ярких программ внеурочной деятельности с использованием современных подходов к ее организации и новых форм работы.

Лидерами в организации внеурочной деятельности стали проектные и проектно-исследовательские технологии, кейс-технологии, технология развития критического мышления, информационные технологии, технология «квест», образовательное путешествие, отдельные приемы и технологии групповой работы, технология КТД (коллективных творческих дел) и др.

  1. Внеурочная деятельность — поле и для формирования личностных результатов учащихся. Важными направлениями ФГОС ООО являются воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; создание условий для развития и самореализации обучающихся.

Внеурочная деятельность в современных условиях является важным средством становления компетентной личности, которая отвечает задачам построения гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества. В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития социально-значимых личностных качеств ребенка, по формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщению учащихся к нравственным и культурным ценностям общества.

Для решения вышеназванных задач целесообразно максимально использовать весь воспитывающий потенциал образовательного учреждения. Спектр программ для реализации этих задач стандарта может быть очень разнообразным ― от программ, построенных на возрастной психологии, до известных традиционных событийных воспитательных программ. Программы «Классные проекты», «Портфолио класса», «Калейдоскоп классных дел» позволяют организовать воспитательное пространство класса. Программы внеурочной деятельности «Твой выбор» или «Азбука профессий» готовят к выбору профиля обучения и/или будущей специальности. Программа «Петербург-наследник духовных традиций» решает ряд комплексных задач воспитания, социализации, духовно-нравственного развития и реализации предметной области ОДНКР. Социокультурная компетентность — одна из важнейших компетентностей, наиболее востребованных в современном обществе. В данном случае актуальны слова А. Г. Асмолова, который отмечает, что «общение, социальная компетентность, коммуникативная компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Ребенок, да и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется аутсайдером»[4].

Выбор программ внеурочной деятельности для реализации этих задач может быть разнообразным ― от программ линейных до нелинейных (тематических) курсов.

На основании инструктивно-методического письма «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год» от 24.03.17 №03-28-1493/17-0-0 в Санкт-Петербурге рекомендован региональный компонент, включающий в себя такие предметы, как «Основы безопасности жизнедеятельности» и «История и культура Санкт-Петербурга». В условиях пятидневной учебной недели допускается освоение предметных метапредметных и личностных результатов, заложенных в данных предметах в рамках внеурочной деятельности, при этом наиболее целесообразным считается использование нелинейного подхода к их организации. Он позволит не только сохранить содержание учебных курсов, но и их богатый потенциал для формирования метапредметных результатов образования, сэкономить учебное время, не допустить перегрузок обучающихся, разнообразить образовательную деятельность различными формами работы.

Примером таких нелинейных программ может стать:

«Калейдоскоп событий» (программа духовно-нравственная 5-й класс). В основе программы — проектирование виртуальных экскурсий в основной школе, работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике. Цель программы: создание деятельностной ситуации для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, культуре для приобретения опыта исследовательской деятельности, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

При организации внеурочных нелинейных курсов огромным потенциалом обладают сетевые учебно-методические комплексы, размещенные в сети Интернет в виде отдельного сайта с использованием различных сервисов и порталов.

Нелинейные курсы внеурочной деятельности могут строиться по принципу чередования очных и дистанционных форм обучения через использование интерактивных педагогических технологий (образовательные путешествия, проектная и исследовательская деятельность, интернет-технологии, образовательные игры, музейная педагогика, коллективно-творческие дела и пр.).

При создании подобного нелинейного курса (например, программа «Петербургский квест» или Веб-квест «История и культура Санкт-Петербурга») целесообразным является разработка отдельной интернет-площадки курса в форме веб-квеста или модуля курса в сетевом учебно-методическом комплексе. Они способствуют максимальной интеграции Интернет-ресурсов в данные программы внеурочной деятельности и создания условий не только для насыщения курса информацией, но и для организации дистанционных занятий. Цель кратковременных квестов — углубление знаний, их интеграция; углубление и преобразование знаний учащихся. Итоговым продуктом освоения программ является проект, выполненный по заданиям квеста, с использованием материалов, представленных в веб-квесте. Предусматриваются разноуровневые задания и возможность выбора того или иного варианта задания для самостоятельной работы. Это позволит организовать дистанционное взаимодействие учащегося с педагогом, целенаправленную самостоятельную деятельность школьника, презентовать результаты проектной работы. Дистанционное обучение позволяет реализовать индивидуальные образовательные маршруты по направлениям внеурочной деятельности, причем вариативность программ может быть реализована не только через содержание, но и через индивидуализацию методик обучения.

В ближайшее время школа почувствует дефицит в сквозных комплексных программах внеурочной деятельности, охватывающих всю ступень образовательной программы. Сегодня таких программ немного, они только создаются, осваиваются. Например, целостная программа (социальное направление) ГБОУ СОШ №639 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Твой выбор», 5-9 класс. Школой создан УМК «Твой выбор», который имеет цельную структуру, определенный методический инструментарий и позволяет на основе системно-деятельностного подхода решать проблемы организации внеурочной деятельности обучающихся по социальному направлению в условиях массовой общеобразовательной школы. УМК содержит: программу, «Книгу наставника2, технологические карты занятий, рекомендации для психолога, Программу мониторинга уровня сформированности социальной компетентности.

Примерами может служить программы, подготовленные СПб АППО и издаваемые «Русское слово. Учебник»: программа по профилактике употребления наркотических средств «Я принимаю вызов» 5-9 класс (методические пособия и рабочие тетради для учащихся), «Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту» 5-9 класс (методические пособия и процесс фолио ученика).

[1] Здесь и далее – примеры программ, разработанных специалистами СПб АППО и школами, внедряющими ФГОС ООО в опережающем режиме, программы   размещены на сайте СПб АППО. Адрес доступа: http://www.spbappo.ru/soprovozhdenie-uchebnogo-plana/coprovozhdenie-uchebnogo-plana/

[2]  Сайт СПб АППО. Адрес доступа: http://www.spbappo.ru/institut-obschego-obrazovaniya/kafedra-osnovnogo-i-srednego-obschego-obrazovaniya/

[3] И.В. Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. 2013 г.

[4] Асмолов, А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.